?

Log in

Предыдущее | Следующее

Про подвиги

В выходные на кухне разговорились с pkalmykov о личном вкладе Юрия Гагарина в подвиг. Вроде бы от него в полете мало чего зависело и его подвиг по большому счету был решиться на неизвестное и смертельно опасное дело( впрочем собак к тому времени с орбиты уже умели доставлять живыми). В этом плане его подвиг в чем то аналогичен подвигу Александра Матросова или пилота камикадзе( которых мы вообще за героев то не считаем).

Кстати, про Матросова. Когда я решил изучить историю подвигов поподробнее, то в википедии обнаружил данные, что Матросов был не первым, кто закрыл амбразуру своим телом.

Стал копать дальше, и выяснил, что герои пошли из Древней Греции, там их давали потомкам богов за победу над выдающимися чудовищами. Получается, что подвиг - понятие социальное. Общество оценивает действия человека по критериям самопожертвования и полезности деяния. Пусть и в качестве примера. Таким образом алкоголик самоотверженно прошедший по карнизу за бутылкой для товарищей героем скорее всего для общества( за исключением быть может этих товарищей) не станет, а вот человек прошедший по тому же карнизу за ребенком, скорее всего будет.

Возвращаясь к Гагарину имеем оба этих фактора - долгую самоотверженную подготовку и риск для жизни в полете и огромная значимость возможности космических полетов для общества. Так что - герой своей эпохи. И средствами пропаганды этот подвиг был донесен до народа и воодушевил его. Это важно. Одна из основных задач героев - воодушевлять остальных на выдающиеся поступки, подавать примеры поведения.
Причем самоотверженность может проявляться как в одном выдающемся поступке, так и в длительном следовании по своему пути.

Нам важно видеть героев вокруг нас, чтобы становиться лучше и сильнее. Образцы их поведения расширяют наши границы возможного, за это собственно мы их и ценим. Под конец хочу поделиться теми ЖЖ- пользователями, которые стали для меня героями: nkozlov, который организовал и до сих пор возглавляет учебный центр Синтон и navigatorpirate, который сохраняя семью пересек с дочкой Атлантику и теперь планирует кругосветное путешествие на веслах.

Предлагаю оставлять в комментах ссылки на дневнеки тех ЖЖ-юзеров, которые вас вдохновляют с кратким описанием чем именно.

Comments

( 17 комментариев — Оставить комментарий )
andrey_stifeev
1 дек, 2009 18:43 (UTC)
За Навигатора - спасибо. Ушел читать.
__s_a_h_i_b__
2 дек, 2009 10:44 (UTC)
Тоха, не закрывал он амбразуру телом.

"Конечно, подвиг был, и парень погиб, как герой. Но он не был самоубийцей… На самом деле, он находился в штрафной роте, поэтому в решающий момент у него не оказалось автомата (их добывали в бою). Матросов сумел проползти к немецкому дзоту, и, взобравшись на его крышу, попытался сверху прижать ствол пулемета, но был схвачен немцами за руки, стащен вниз и расстрелян. И вот этой заминки хватило для победной атаки нашей роты. Это был грамотный и великий подвиг, и не вина Саши Матросова, что у него не хватило физических сил "

К сожалению, первоисточник дать не могу. Насколько я помню, история изложена во фронтовых письмах. Извстного писателя - катаева, что ли.
vorobiev
2 дек, 2009 11:43 (UTC)
Тем более видно, насколько в подвиге важна общественная значимость. Лет через 50 про Матросова еще будут помнить, а вот в деталях разобраться уже совсем нельзя будет, но пока надо посылать людей на амбразуры, легенду будут поддерживать.
editor_sapiens
4 дек, 2009 12:52 (UTC)
пока надо посылать людей на амбразуры, легенду будут поддерживать" - лучше бы этого "надо на амбразуры" было поменьше. Мне кажется, в подвиге важна его человечность, а не картинность. Важен отказ от страха и нежелания делать что-либюо ради того, что дорого - пусть это семья, страна или товарищи по отряду. И чем понятнее для обычного человека этот подвиг (а мне понятнее именно то, что описано в отрывке Антона - выполнение ежедневного боевого долга обычным солдатом) - тем выше шанс, что кто-то сможет взять его за образец. ИМХО, разумеется.
vorobiev
4 дек, 2009 12:55 (UTC)
Вот, вот!
Подвиг, должен находить отражение в повседневном быте! Именно поэтому нам так часто описывают геродя "до подвига", чтобы мы поняли, что это в нащих силах!
editor_sapiens
4 дек, 2009 13:00 (UTC)
Re: Вот, вот!
Просто понимаешь, о чем я: встать ночью на прогулку с собакой, чтоб муж сумел выспаться - тоже подвиг, сдержаться, когда хочется оскорбить - и это подвиг. Разрыв между повседневным и образцовым не должен быть слишком большим - иначе получится, что в критической ситуации человек будет ориентироваться на Матросова, а в быту и пальцем не шевельнет, читоб кому-то жизнь облегчить. Пока не поймешь, что герой всего лишь хорошо делал то, что должен, и не более того - ничего не изменится.
vorobiev
4 дек, 2009 13:20 (UTC)
Это да...
Повседневный продолжительный подвиг - это не менее трудно, правда на слуху таких примеров гораздо меньше.
editor_sapiens
4 дек, 2009 13:23 (UTC)
Re: Это да...
В том и дело. Дай Бог, чтоб подвиг Матросова никому из нас повторить не пришлось. А вот взять на вооружение тот факт, что человек победил страх и неохоту, - оченно даже полезно в повседневной жизни.
editor_sapiens
4 дек, 2009 13:07 (UTC)
Re: Вот, вот!
Ну и к твоему вопросу из поста: восхищаюсь http://feline-tea.livejournal.com и http://yukosik.livejournal.com - обе женщины такие прекрасные, то читая их, сама успокаиваюсь и понимаю, как надо делать, сама начинаю отделять главное от второстепенного.
kladez_zolota
3 дек, 2009 10:18 (UTC)
даже если до тебя кто-то что-то делал, то для самого человека экстримальное действие остается подвигом
vorobiev
3 дек, 2009 11:59 (UTC)
Это безусловно, даже больше - для конкретного человека подвигом может стать то, что для других - обычное дело. Здесь же больше о восприятии подвига в обществе.
strijik
3 дек, 2009 22:35 (UTC)
http://marusic.livejournal.com/127826.html#cutid1

этот автор сама достойна восхищения, но эта история о ее отце. Пожалуй это похоже на воплощение идей Франкла - человек может жить "вопреки", когда у него есть "для чего", как то так...
vorobiev
4 дек, 2009 09:51 (UTC)
Да, спасибо. Сильно!
murmashka
4 дек, 2009 13:06 (UTC)
Мне в истории с Гагариным жалко Германа Титова. Потому что он был лучше подготовлен, и должен был лететь первым. Но - подвели неправильное неславянское имя и отсутствие гагаринской улыбки...
vorobiev
4 дек, 2009 13:19 (UTC)
Вроде бы выбирале не по имени, а по наилучшим физическим характеристикам на момент старта.
danilana
9 дек, 2009 08:28 (UTC)
ни в коем случае не хочу умалить подвиг Гагарина.

но рецензент моего диплома в университете лично знал Гагарина и работал с ним. говорил, что он был еще тем раздолбаем и погиб, в конечном итоге, по своей вине (насколько я помню, разбился при полете на самолете). точно не знаю, что он имел в виду. но слова очень-очень стареньного, плохо слышащего моего рецензента "Юра, как ты мог нас так подвести" до сих пор у меня в ушах. так что присоединяюсь к мысле, что от Гагарина мало что зависело. просто так вышло. и он стал героем.
vorobiev
10 дек, 2009 09:47 (UTC)
Да, по этому поводу существует очень много версий.
( 17 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь блога

Апрель 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner