?

Log in

Предыдущее | Следующее

Недавно, обсуждая вопросы воспитания с nkozlov услышал концепцию авторского развития ребенка до 18 лет. В процессе разговора возникла идея списка знаний, умений и навыков, которыми должен обладать ребенок к совершеннолетию. Так вот, после разговора стал думать на тему, а чему бы я хотел научить ребенка, стали обсуждать эту тему с Машей и другими детьми. И вот что пока получилось:
  • Хозяйственные навыки
    • Самостоятельно стирать и гладить
    • Уметь отремонтировать одежду
    • Готовка( умеет готовить 30+ блюд)
    • Может совершать самостоятельные покупки продуктов/одежды/бытовых вещей
    • Поддерживает в порядке свою комнату и места общего пользования
    • Может провести мелкий бытовой ремон( электрика, сантехника, поклейка обоев, малярка, столярка)
    • Знает как пользоваться бытовой техникой( утюг, стиралка, посудомойка, миксер и т.д.)
  • Транспорт и перемещение
    • Самостоятельно ездит на общественном транспорте в пределах области
    • Умеет водить автомобиль( права категори В)
  • Здоровье
    • Привычка к зарядке и поддержанию себя в форме
    • Привычка к поддержанию личной гигиены
    • Привычка к здоровому питанию
    • Навыки первичной самообороны
    • Навыки оказания первой помощи
  • Финансы
    • Умеет планировать деньги, вести домашнюю бухгалтерию
    • Умеет зарабатывать деньги на себя
  • Имеет планы на ближайшее будущее и среднесрочную перспективу
  • Умеет ставить цели и идти к ним
  • Умеет играть на гитаре и петь
  • Владеет двумя иностранными языками на уровне общения
  • Хорошо владеет навыками устного счета и счета в уме
  • Умеет общаться с детьми и следить за ними
Список кажется не полным, в него не включено владение знаниями школьной программы( пока не удалось сформулировать в лаконично-провеяемом виде) и многое другое. Поэтому предлагаю вместе с остальными друзьями родителями потихонечку его дополнять. Чему бы еще вы хотели бы научить ребенка к совершеннолетию?

Метки:

Comments

( 42 комментария — Оставить комментарий )
lyolik13
30 май, 2011 18:21 (UTC)
большинство взрослых не владеет всеми этими навыками:)
it_romance
30 май, 2011 18:32 (UTC)
Согласен. И думаю, что не все они реально нужны.

А еще мне кажется, что вместо ряда навыков гораздо важнее развить коммуникабельность и уверенность в себе.
lyolik13
30 май, 2011 18:53 (UTC)
по-моему надо уметь учиться тому что интересно,а интересы могут быть самые разные. ЖИТЬ и не бояться ЖИТЬ, в этом списке еще свалены в одну кучу компетенции и навыки
vorobiev
30 май, 2011 22:26 (UTC)
Ага, а то о чем ты говоришь - мировоззренческие установки и их тоже надо добавить... в общем работы непочатый край ;-)
test_life
30 май, 2011 19:18 (UTC)
анекдот вспомнился:
Одесскому еврею-портному Клиент заказывает брюки.
Клиент:
- Через сколько будет готово?
Еврей:
- Через месяц.
Клиент:
- Господь Бог создал мир за семь дней, а вы какие-то брюки шили целый месяц!
Еврей:
- Таки вы посмотрите на этот мир, и вы посмотрите на эти брюки!


так и тут - вы посмотрите на этих взрослых...
vorobiev
30 май, 2011 22:25 (UTC)
Поэтому у нас и имеются в наличии куча несчастных и неприспособленных к жизни взрослых. Хотя согласен, что разные вещи имеют разную значимость. Тут есть еще над чем подумать.
pkalmykov
30 май, 2011 18:33 (UTC)
Много полезного-прикладного, но я бы многое из этого заменил бы, не жалея, на одно большое счастье: найти себя в сфере образования/работы/самовыражения и иметь стабильно-высокий уровень мотивации к движению.

Например, два языка в 18 лет выглядит прекрасно, но на практике - как это? Выучил как хобби на досуге (и такое бывает) или потратил золотые годы в распыление сил и времени. Язык, особенно второй - если это не профессия - это блажь. А дело в 18 лет иметь гораздо большее счастье.

Насчет заработка денег в 18 лет я бы предложил переформулировать:
- Знаком с несколькими простыми способами заработка и имеет разноплановый положительный опыт. Все, не более.
Не дай Бог увлечется, а 18 лет лишнее это.

Гитару смело можно обобщить до какого-нибудь музыкального образования.

Ну, а это на мой взгляд просто прикол:
"Хорошо владеет навыками устного счета и счета в уме".
Какой 18 лет? Это в 7 надо уметь :)
vorobiev
30 май, 2011 22:29 (UTC)
Согласен, многие формулировки требуют уточнения, собственно затем и спросил...

А вот как передать "найти себя в сфере образования/работы/самовыражения и иметь стабильно-высокий уровень мотивации к движению." - вообще пока не понимаю.

Переформулировка насчет заработка - спасибо за подсказку.

А по поводу устного счета - то я пока не разделял что к какому возрасту надо уметь, ибо часть детей досталась в том возрасте что есть и с теми навыками что есть... дальше надо смотреть что еще успеть можно.
pkalmykov
31 май, 2011 06:52 (UTC)
А зачем тебе такая четкая формулировка?
Все равно непосредственно ты на это повлиять не можешь, а направление движения понятно.
bettka
30 май, 2011 18:57 (UTC)
Смущают права к 18 годам, их же только в 18 и можно получить?
А вообще много полезных навыков на все случаи жизни у тебя описано.
По мне, так главное, чтобы к 18 годам мои дети приблизительно понимали, чего хотят, и как этого достичь - все равно многое потом поменяется, но вот основное понимание "кто я в этом Мире" думаю, важно.
И второе, чтобы к этому времени они уже имели разнообразный опыт: и самостоятельного зарабатывания денег, и отдельной жизни от родителей (пусть недолго), и опыт самостоятельного решения своих проблем, и кучу всяких приключений.
Ни языки ни музыкальное образование ни общение с детьми не считаю важным для своих детей - для меня скорее это звучало бы "имеет увлечения и совершенствуется в этом" - может флейта, а может шахматы, а может спорт - и выбирать не мне :-)
Ну и удивило про поклейку обоев и малярные работы: тут уж если был опыт - научится, не было - ну значит как-нибудь без этого, все равно профессионалы это делают лучше.
Еще бы добавила "желание получать новый опыт", правда похоже научить можно этому только собственным примером.
а еще "умение сопоставлять данные и делать выводы, причем на разных уровнях".
и "умение пользоваться доступными ресурсами или получать их " - люди, информация, сюда же коммуникабельность. Я вот в 18 лет не могла спросить на улице, который час - стеснялась - купила часы и не имела проблем)))
А идея хороша, интересно, чего еще напишут
vorobiev
30 май, 2011 22:31 (UTC)
По поводу работы руками - у меня есть ощущение, что если с детства к этому не приучить, то потом в сознательном возрасте это довольно трудно дается.

Про ресурсы идея интересная...
bettka
31 май, 2011 05:21 (UTC)
Про руками - согласна, но тут тоже возможны варианты.
Мне сразу представляется "уметь разжечь костер, уметь безопасно работать с топором и пилой" - кстати для обоих полов, меня вот лет в 7 папа научил многому, пока дачу строили.
Какие-то навыки безболезненно приходят сами, как только ребенок начинает жить один, готовка по минимуму например, лампочку вкрутить, холодильник разморозить.
К "женским" делам работы руками меня мама не смогла приучить никакими силами, ровно до 25 лет, как только я переехала - за один месяц с удовольствием освоила всю программу, а ведь могла бы легко и раньше, если бы родители так не усердствовали в "приучить, ибо потом будет тяжело" - так что тут тоже момент - все эти навыки давать без нажима, иначе может пойти отторжение
vorobiev
31 май, 2011 20:48 (UTC)
Согласен, что излишний нажим вреден. Больше заинтересовывать и вдохновлять.
tauka
30 май, 2011 19:07 (UTC)
хорошо бы какой-нить любительский спорт за плечами иметь)
я бы еще ознакомила ребенка с мировой литературой и живописью)
vorobiev
2 июн, 2011 14:41 (UTC)
Разумно. Спасибо. Думаю, что спортивная самооборона( самбо, дзюдо, айкидо) может быть таким вариантом.
test_life
30 май, 2011 19:21 (UTC)
я бы добавил как минимум один раз был влюблён, раскрылся, и был отвергнут. Ну или что-то в этом духе.

PS и присоединяюсь к Паше и Марине
pkalmykov
30 май, 2011 19:37 (UTC)
>> один раз был влюблён, раскрылся, и был отвергнут

О, да :)
Мне пришлось ждать этого опыта гораздо дольше, что в общем было в минус :)))
tewsha
30 май, 2011 20:57 (UTC)
И, оглядываясь на изначальный пост, интересно как в получении этого опыта могут поспособствовать родители ))
vorobiev
30 май, 2011 22:34 (UTC)
Вот и у меня большие сомнения по этому вопросу....
bettka
31 май, 2011 04:53 (UTC)
ну хотя бы не зудеть "тебе всего 15 лет, тебе об экзаменах надо думать, а не о мальчиках/девочках"
то есть если ребенок будет знать, что в родительской системе ценностей первые чувства - это нормально, то больше шансов, что опыт пройдет без особых потрясений
vorobiev
2 июн, 2011 14:42 (UTC)
Ну "ничто не через"... лучше все же иметь баланс между мальчиками/девочками и знаниями.
pkalmykov
31 май, 2011 06:41 (UTC)
Уж не знаю как повлиять именно на опыт отторжения, наверное, на него специально влиять не надо, а на все остальное вполне - как и на большинство вещей, весьма косвенно.
vorobiev
30 май, 2011 22:33 (UTC)
Опыт наверное полезный, но вот как это воспитывать? Есть идеи?
test_life
5 июн, 2011 15:34 (UTC)
навскидку
для этого, я полагаю, отрок должен знать зачем ему женщина(девушка), а не идти только на поводу гормонов и желаний.
Также, должна быть возможность для этого события. Т.е. среда должна благоволить этим "глупостям".
Ну, и, помятуя тренинг Ты-Мужчина, девушки не должны быть целью, для этого должны быть более притягательные цели. Эти цели, кстати, будут(должны) притягивать более адекватных барышень.
yurkovskaya
30 май, 2011 20:36 (UTC)
Вместо школьной программы:
- интеллект-карты
- скорочтение
- эффективное запоминание
- навык публичных выступлений
- навык активного слушания
- технологии продаж и переговоров
- таймменеджмент

Хозяйственные навыки:
- умение нанимать адекватных профессионалов и контролировать результат их работы.
vorobiev
30 май, 2011 22:35 (UTC)
Школьная программа тоже нужна, ибо дает представление об окружающем мире. Без этих знаний сужается поле переговоров, область продаж и возможность воспринять услышанное.

Так что это скорее в дополнение.
yurkovskaya
31 май, 2011 06:59 (UTC)
Если у ребенка хорошо отработаны навыки скорочтения, эффективного запоминания и интеллект-карт, то ВЕСЬ объем школьной программы осваивается самостоятельно максимум за 2-3 тысячи часов (если на 10 лет растягивать) и за полгода, если лет в 15 начать.

Представление об окружающем мире разумнее получать из более интересных источников - тех же познавательных видеофильмов для детей - это намного интереснее, чем в пересказе учительницы в школе.

Вообще единственная выполняемая функция современной школы - это камера хранения, чтобы работающие родители могли получить назад ребенка в сохранности.

Обучающей функции современная школа не выполняет, так как сознательно отказывается от использования эффективных методик.
yaker
30 май, 2011 21:19 (UTC)
Прежде всего — думать головой ;-). В смысле, не подчиняться тупо установленным кем-то другим правилам, если есть время на осмысление ситуации. И более-менее правильно прогнозировать последствия своих поступков.

Теперь по мелочи, хотя все это достаточно важно.

Иметь общее представление о законодательстве страны постоянного проживания и уметь быстро находить применимый к ситуации закон. Ориентироваться в международном законодательстве.

Уметь ясно излагать свои мысли и понимать чужие. Грамотно писать на родном языке; без грубых ошибок — на изучаемых иностранных.

Уметь пользоваться или быстро учиться пользоваться незнакомой техникой — начиная от незнакомого софта на домашнем компе и заканчивая, условно говоря, любым не-огромным транспортным средством, вплоть до летательных аппаратов.

Не бояться совершать нефатальные ошибки, уметь признавать их и исправлять. Успешно избегать фатальных (или очень серьезных) ошибок.

Обращаться за помощью к родителям в затруднительной ситуации, не дожидаясь необратимого развития событий.

Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения. Принимать чужую точку зрения, если она объективно является более правильной. Допускать существование нескольких правильных точек зрения по любому вопросу — пока не доказано обратное.

Уметь контролировать свои отношения с друзьями и с противоположным полом. Понимать возможные последствия половых связей и самостоятельно принимать меры для предотвращения нежелательных последствий.

Иметь опыт общения с представителями власти — с целью достижения своих целей и с целью предотвращения ущемления своих законных интересов.

Уметь учитывать интересы других людей с целью нормальной жизни в обществе.

Что-то я много написал. В принципе, могу продолжать бесконечно. Понятно, что трудно ожидать от 18-летнего уверенного владения всеми этими навыками, но это тот идеал, к которому стоит стремиться.

Еще добавлять? Я могу на досуге. Или лучше это обсудим?
vorobiev
30 май, 2011 22:48 (UTC)
Спасибо большое за развернутый ответ. Идеи здравые... осталось только их причесать, чтобы требования были
а) выполнимы
б) воспитуемы

поэтому по пунктам
Иметь общее представление о законодательстве страны постоянного проживания и уметь быстро находить применимый к ситуации закон. Ориентироваться в международном законодательстве.
Мне кажется, что это слабовыполнимо - слишком большой объём знаний. Может быть знать основные права и уметь их отстаивать в стандартных ситуациях( список над которым еще надо подумать).

Не бояться совершать нефатальные ошибки, уметь признавать их и исправлять. Успешно избегать фатальных (или очень серьезных) ошибок.
Пока ребенок жив - фатальных ошибок он не совершил... ;-) Не очень понимаю, какой критерий серьезности ты имеешь в виду.

Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения. Принимать чужую точку зрения, если она объективно является более правильной. Допускать существование нескольких правильных точек зрения по любому вопросу — пока не доказано обратное.
Здесь мы придем к философскому вопросу - что есть истина. Может быть: принимать различные точки зрения на ситуацию. Уметь переключаться между ними для достижения своих целей?

Про отношения и половую безопасность полностью согласен.

Что считать нормальной жизнью в обществе - большой вопрос...

Так что давай пока это обсудим.




pkalmykov
31 май, 2011 06:45 (UTC)
>> Мне кажется, что это слабовыполнимо - слишком большой объём знаний.

Ничего не слишком - прочитать по разику все кодексы вполне по силам, основное осядет.
vorobiev
2 июн, 2011 14:42 (UTC)
Тогда уж основные принципы права как то наглядно продемонстрировать, от кодексов боюсь будет каша в голове. Все же для их применения нужна точная формулировка.
pkalmykov
2 июн, 2011 14:47 (UTC)
Ну, применение - это скорее к вопросу о мышлении, чтении, тут тебе уже писали. С моей т.з., это относится к "знание математики" - тогда такой навык появляется автоматом.

А насчет основных принципов - это разве не школьная программа?
vorobiev
2 июн, 2011 15:01 (UTC)
Хм... я что то не помню, чтобы нам в школе про это говорили...
pkalmykov
2 июн, 2011 16:54 (UTC)
Ааа, у нас был полугодовой курс права, да и на уроках истории многие события поясняли через эту тему - типа как огораживание в Англии или хартию вольностей.
yaker
31 май, 2011 15:09 (UTC)
Нет, вполне выполнимо. Нужно просто а) знать некоторые основополагающие принципы, на которых строится каркас, и б) уметь искать конкретную информацию.

Вот, кстати, забытое мной в перечислении важное умение: уметь искать произвольную информацию в открытых источниках.

С остальным согласен.
vorobiev
2 июн, 2011 14:44 (UTC)
Уметь искать и пользоваться информацией - это действительно важно. Причем я бы добавил уметь искать информацию в разных типах источников( бумажных, электронных). Ибо это различные навыки.
yulia_kozlova
31 май, 2011 06:02 (UTC)
а что мы реально можем...
Лучшие результаты (т.е. наиболее живые, в меру радостные и активные, и в целом адекватные своему возрасту и развитию детки) получаются при условии адекватных и взрослых родителей, которые дают своему ребенку пространство для развития и не давят (!) ни авторитетом, ни излишним воспитанием, а доверяют и разговаривают по-человечески, а не только, "как с ребёнком".

Имхо, детки часто лучше нас, взрослых знают что им нужно на каждом этапе развития и если за ними наблюдать, то это станет ясно.

Приятно осознавать, что ты не бог и действуешь в рамках своих возможностей. :)
vorobiev
2 июн, 2011 14:45 (UTC)
Re: а что мы реально можем...
Ну, да ибо ребенок - есть порождение социального окружения. Если среда здоровая и разумная, то и ребенку от разумности будет труднее отвертеться.
ilya_stremovsky
31 май, 2011 07:09 (UTC)
Вот что-то меня тут задевает.. вроде и список правильный, хотя без некоторых навыков я прекрасно обхожусь.
Во-первых, смущает возрастная граница. точнее ее условность. Очевидно, что навык в идеале неплохо было бы иметь к моменту, когда он понадобится. На практике... какая-то компетентность появится только при реальном активном использовании. Если не превращать освоение любого навыка в игру... (что тоже вариант), то подготовка получится искусственной. Опять все выродится в то, что родители самонадеянно вбивают какую-то ненужную хрень.
А и еще! Если ты сам всем этим не владеешь, то поручай обучение тем кто владеет, ибо иначе это лицемерие.
Так вот... похоже что самый разумный способ по мере готовности ребенка помещать его в реальные ситуации, где нужный навык будет востребован и реально применим. Там он и пригодится. То есть давать ребенку бОльшую свободу как можно раньше. Тогда подавляющее большинство перечисленных навыков он освоит горааздо раньше совершеннолетия...
по конкретным пунктам отдельно напишу...
vorobiev
2 июн, 2011 14:48 (UTC)
Да, действительно, в этот список я включал то, что хорошо бы воспитать... понятно, что есть необходимая часть и есть достаточная. Выделением их и расстановкой приоритетов заниматься буду позднее.

Прививать неправильные навыки( которыми сам не владеешь), тоже считаю не вполне правильным. Либо изучать вместе с ребенком, либо нанимать учителей или помещать в ситуации.
ilya_stremovsky
31 май, 2011 09:43 (UTC)
Теперь про списку

>Самостоятельно стирать
руками или в машинке?
руками зачем? в машинке - чего там учить?

>и гладить.
это да. особенно мужскую сорочку. :)

>Уметь отремонтировать одежду
Под этим что понимается? Пуговицу пришить? Или носок заштопать, молнию вставить?
Если второе - зачем? В городе не актуально - дешевле отдать профессионалам. Да и современная одежда как-то не ремонтопригодна. Вот не помню когда у меня пуговица отрывалась прежде чем одежда выцветала, дырявилась и т.п.

Ремонтопригодна походная одежда и там ремонт -важен. Но там все выводится из общих навыков склейки, сшивания... да и все пожалуй.
То есть любое рукодельное хобби типа моделирования даст понимание нужных принципов. Ну и пуговицу пришить пару раз.


>Готовка( умеет готовить 30+ блюд)
Откуда такое число? Вообще какая задача? Прокормить себя полезной пищей или привить любовь к кулинарии?
Второе - только своим примером. Для первого надо мерить не кол-вом блюд, а приемами готовки. Варение, жарение, тушение, запекание и пр. Ну и как это все комбинировать. Можно взять похлебкина книгу там все прекрасно изложено.

ну и из теории, принципы сбалансированного питания, как составлять правильное меню в условиях города.

>Может совершать самостоятельные покупки продуктов/одежды/бытовых >вещей

Что тут понимается? Не стесняться в магазине? Или имеется ввиду как выбрать оптимальный вариант?

>Поддерживает в порядке свою комнату и места общего пользования

согласен.

>Может провести мелкий бытовой ремон( электрика, сантехника,
Это да.

>поклейка обоев, малярка, столярка)
А вот тут не факт. Как уже написали профи справятся лучше. А важные принципы осваиваются на хобби.

>Знает как пользоваться бытовой техникой( утюг, стиралка, >посудомойка, миксер и т.д.)

Ну это тривиально, разве нет?

>Транспорт и перемещение
>Самостоятельно ездит на общественном транспорте в пределах >области.

К 18 лет? Может быть в пределах мировой транспортной инфраструктуры? Какая разница по области ездить или по стране или по европе? Скажем в дикие места где регулярного транспорта нет и надо на попутках, то это да... а на общественном-то.

>Умеет водить автомобиль( права категори В)
Ок. Хотя какой горизонт планирования? Не исключено, что к моменту 18-летия навык вождения уже отомрет :)


>Привычка к зарядке и поддержанию себя в форме
>Привычка к поддержанию личной гигиены
>Привычка к здоровому питанию
>Навыки первичной самообороны
>Навыки оказания первой помощи

Этот все на своем примере.

>Финансы
>Умеет планировать деньги, вести домашнюю бухгалтерию
>Умеет зарабатывать деньги на себя

Да, но тут надо уточнить каким способом. Опыт предпринимательства бы дать на простом примере.

>Имеет планы на ближайшее будущее и среднесрочную перспективу

Как мерить будем?

>Умеет ставить цели и идти к ним

Как мерить будем? Все умеют ставить цели и к ним идти. Приходить не все умеют.

>Умеет играть на гитаре и петь

Почему именно на гитаре? А рисовать? А танцевать?

>Владеет двумя иностранными языками на уровне общения.
Почему именно двумя? Какими? К слову, это надо посылать туда в среду. А то неэффективно.

>Хорошо владеет навыками устного счета и счета в уме.
Я бы заменил на понимание математики. Без счета можно и обойтись.

>Умеет общаться с детьми и следить за ними
ну полезно, да.
vorobiev
2 июн, 2011 14:58 (UTC)
1. Ну постирать вручную носки - пригодится. Плюс все же надо понимать, что жизнь есть не только в городе. ;-)

2. По поводу ремонта одежды в основном согласен. Экстра результата требовать не стоит, но базовые умения клеить, резать, пришивать должны быть.

3. 30 блюд выбрано из принципа минимального разнообразия, чтобы можно было хотя бы неделю разные блюда кушать... про здоровое питание, действительно в основном своим примером.

4. Покупки - самостоятельно отслеживать необходимость приобретения, уметь выбирать товары по разным параметрам.

5. Про автомобиль - посмотрим. Мне кажется, что еще лет 30 ручное вождение будет актуально.

6. Как дать опыт предпринимательства, пока думаю.

7. С планами и целями надо покумекать как это более точно сформлировать...

8. Навык счета нужен! Без него общее понимание никуда не приводит.

Вот как то так...
( 42 комментария — Оставить комментарий )

Календарь блога

Апрель 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner