?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Про чувства верующих

Сегодня стал свидетелем сцены, которая задела какие-то глубинные струны моей души. Возвращаясь с работы домой обратил внимание на высокого молодого человека на станции метро Новокосино. В какой-то момент он остановился, достал коврик, снял ботинки и стал совершать странные телодвижения - поклон, опускание на колени, видимо выполняя тем самым вечерний намаз.

И вот эта молитва посреди метрополитена показалась вызвала странные и противоречивые чувства. Возможно этот человек не знал где находится мечеть и оказался в сложной ситуации, когда надо добавить себе спокойствия и уверенности при помощи молитвы. Возможно у него были другие причины, да может это и вообще не мусульманин, а человек отрабатывающий нестандартные поступки.

Тем не менее докопался до причины - обнаружил у себя убеждение, что вера - это сугубо внутреннее отношение человека и Бога, и в нашем многоукладном государстве не стоит его демонстрировать окружающим вне специально отведенных для этого мест. А что на этот счет думаете вы, друзья?

Насколько допустимо совершать ритуалы вне специально отведенных для этой цели мест?
И как разделить светское и религиозное, ведь если зимой час пик совпадет с рассветом/закатом, то метро может встать от распростертых тел?

Comments

( 36 комментариев — Оставить комментарий )
1001smile
2 окт, 2012 17:51 (UTC)
Мне бы не хотелось вообще жить в одном государстве с верующими.
vorobiev
2 окт, 2012 18:01 (UTC)
Так не получается, у людей есть склонность к вере в разное: кто-то верит в Бога, кто-то в его отсутствие, кто-то в научно-технический прогресс.
1001smile
2 окт, 2012 18:15 (UTC)
Ну тады ой.

Вообще меня в верующих напрягает "он не такой, как я, я его не понимаю". Разумеется, запретом на демонстрацию количество "не таких, как я" не уменьшишь, так что фиг с ними...
oranj_pap
2 окт, 2012 18:52 (UTC)
Вообще-то в нашей Конституции существует ст. 29 в которой гарантируется свобода слова, свобода мысли и свобода совести. Это значит, что каждый имеет право верить во что ему заблагорассудится и свободно и ненасильственно отстаивать свою веру. Поэтому вопрос о напрягах имеет смысл поднимать только тогда, когда кто-то начинает свою веру исповедовать и пропагандировать так, что это начинает доставлять неудобство другим людям, в том числе и тем, кто имеет другую веру. До тех пор, по Конституции, даже речи быть не может о том, что кому не нравится. Все люди разные и именно эту разность и защищает Конституция. Именно поэтому, кстати, все эти вопли о защите верующих - чушь, потому что всё уже защищено - Конституцией.
vorobiev
2 окт, 2012 18:55 (UTC)
Вот тут то и встает вопрос - насколько это не задевает чувств других верующих совершение намаза на проходе. Является ли это пропогандой или просто ответственным исполнением религиозного долга?
oranj_pap
2 окт, 2012 19:38 (UTC)
Неа, не встаёт. Презумпцию невиновности никто не отменял, соответственно, до тех пор пока не доказан злой умысел данный поступок должно оценивать исключительно как исполнение религиозного долга.
vorobiev
2 окт, 2012 19:51 (UTC)
Пожалуй тут соглашусь, вот было бы их двое - было бы уже несанкционированое общественное мероприятие.
oranj_pap
2 окт, 2012 19:54 (UTC)
О да! по нынешним законам могли бы надого загреметь :)
pkalmykov
2 окт, 2012 18:11 (UTC)
Я понял, что застопорился на слове "демонстрировать" - не могу четко грань сформулировать.
Например, свои страстные чувства в публичных местах тоже не айс демонстрировать - на этот счет нет определенного общественного мнения.

И что такое ритуал? Креститься или мантры читать - это уже ритуал?
В общем, у меня есть ощущение что можно и когда перебор, но формализовать не могу. Тем более не могу доказать, что это мое ощущение правильно - в смысле целесообразно.
vorobiev
2 окт, 2012 18:22 (UTC)
Ты прав, грань тут очень тонкая и формализовать ее сложно. Тем более, что кто-то обязательно сделанную формализацию обойдет.
vorobiev
2 окт, 2012 18:57 (UTC)
Кстати, отвечая на другой комментарий вспомнил ситуацию при поездке в Турцию которая тоже не вписывалась в уклад местных жителей, понял что грань еще тоньше. Правда там, надеюсь, религиозные чувства не были задеты :-)
matilda_
2 окт, 2012 18:34 (UTC)
Потому что цивилизованная вера 21 века - действительно интимна и индивидуальна. Публичные демонстрации веры - это отсталая дикость, деструктивная и агрессивная. Поэтому и раздражает.
vorobiev
2 окт, 2012 18:53 (UTC)
Да, наверное наибольшие чувства вызвала публичность. При этом, допускаю, что выйти на улицу и совершить ритуал в сторонке могло быть просто небезопасно. В общем очень тонкая ситуация.
tachenkov
2 окт, 2012 18:45 (UTC)
Я считаю что это было публичное оскорбление чувств неверующих.

А если в целом, я спокойно отношусь к буддистам на тверской; православным, крестящимся при виде церкви; каббалистам, раздающим книжки.

А вот публичных мусульман - не. Хотя в целом к исламу очень положительно отношусь.
Мне не нравится их агрессия, а как следствие внесение изменений в мой светский мир, типа того, что ты описал.
vorobiev
2 окт, 2012 18:52 (UTC)
С другой стороны, когда я путешествовал по Турции, то брал перед собой обязательство ежедневно отжиматься, и вот утром, после ночевки на автовокзале в ожидании первого автобуса я вылез из спальника, сделал разминку и стал отжиматься в уголке автовокзала. Это вызвало живейшее любопытство местного населения, турки сначала удивились, но под конец стали даже аплодировать. И если судить с позиции беспристрастного внешнего наблюдателя, то моя гимнастика в Турции не сильно отличается от намаза в московском метро, но вот второй факт почему то цепляет. Надо еще над верованиями поработать.
tachenkov
3 окт, 2012 15:05 (UTC)
Отжимание социально так не заряжено, как религиозные обряды, оно во всех странах - отжимание.
vorobiev
4 окт, 2012 08:04 (UTC)
Ну может у меня культ здорового тела и физической красоты ;-)
oranj_pap
2 окт, 2012 18:57 (UTC)
А тебя что напрягло-то? Если он никому не мешал, проход не перегораживал, то - на здоровье. У него важное дело - намаз совершает. Ну да, это странно для христиан, с другой стороны тебя, как я понимаю, не возмущают и не возбуждают верующие христиане, которые в метро молитвословы читают, в автобусах и на улицах на церкви крестятся и т.д. Вот если бы он демонстративно перекрыл дорогу пассажирам, тогда да, имело бы место возмущение спокойствия, нужно было бы обратиться к дяде полиционеру, который вежливо попросил бы товарища переместиться в другое место, чтобы не загораживать проход.
vorobiev
2 окт, 2012 19:00 (UTC)
Напрягла демонстративность и размещение на проходе, хотя места чтобы обойти было достаточно. Собственно с юридической точки зрения ситуация не выходит за рамки правопорядка, но вот что-то внутри задевается.
oranj_pap
2 окт, 2012 19:41 (UTC)
Но при этом христиане, читающие в метро молитвы и молтвословы и демонстративно крестящиеся на церкви тебя не задевают?
vorobiev
2 окт, 2012 19:48 (UTC)
Читающие в метро люди - не задевают, что они там читают - их личное дело, хоть Евангилие, хоть Коран, хоть Бхагавад-Гиту, или Стругацких.
Люди, крестящиеся на церкви делают это в условной эпсилон-окрестности культового места и это допустимо, равно как и намаз в синагоге, ну или там какой ритуал в синагоге.

А вот крестный ход по путям меня наверное тоже бы задел.
oranj_pap
2 окт, 2012 19:53 (UTC)
Намаз в синагоге - это круто :))
Короче, если я правильно понял, тебя не устраивает ситуация, когда совершение неких ритуалов происходит в неприспособленном для этого месте. Так?
vorobiev
3 окт, 2012 02:55 (UTC)
Прости описался, в мечети естественно :-)
Ну да, считаю, что разумно территориально разделить различные ритуалы, чтобы не травмировать ничьи чувства.
oranj_pap
3 окт, 2012 16:04 (UTC)
Вот согласен с предыдущим оратором: если действия человека не нарушают закон, то никто не имеет права его в этих действиях ограничивать.
vorobiev
4 окт, 2012 08:03 (UTC)
Если будет принят закон об оскорблении чувств верующих, то объективного критерия не останется - чувства, они как и эмоции трудно формализуемы.
oranj_pap
5 окт, 2012 09:25 (UTC)
Если такой закон будет принят, то мы получим массу правовых коллизий и новый поток жалоб в ЕСПЧ, который России придётся удовлетворять. Или переписывать всю правовую систему под себя, любимую. Как было раньше, во времена доисторического материализма.
vorobiev
5 окт, 2012 17:47 (UTC)
Вот то то и оно... мало ли кто насколько чувствителен окажется.
tewsha
3 окт, 2012 04:12 (UTC)
Пять баллов за намаз в синагоге :)))

Я, честно говоря, не могу понять, как меня, православную, живущую в светском многоконфессиональном государстве, может травмировать то, что кто-то поклоняется не совсем моему богу. Да, я не крещусь на церкви, но это мое личное дело, и если кто-то мне ЗАПРЕТИТ это делать, то я тут же начну, потому что вот это уже будет оскорблением моей свободы совести.

Думаю, здесь легко провести параллель с национализмом. Если кого-то напрягает само существование, например, дагестанцев в одном с тобой государстве, и он выражает это публично - то это противоречит принятым в этом государстве общественным нормам, закрепленным законом. Не нравится - вали. Но если оные дагестанцы, нарушая закон, мешают нормальному течению жизни граждан - то претензии уже обоснованы.

В таких делах важен критерий. Ничего лучше закона для этой цели пока не придумали. Остальное - от лукавого ;))
vorobiev
4 окт, 2012 08:02 (UTC)
При синагогу, да - неоднозначно вышло: поздно было, задумался и не-то написал ;-)

Тем не менее, кажется, что этнос имеет право на некоторую защиту своего уклада жизни. В Швейцарии, например, запретили минареты, ибо призыв к молитве в пять утра нарушает привычный уклад. Как у нас с этим будет - непонятно. После достройки мечети на проспекте Мира - это вполне возможная тема для конфликтов( по ГК до 7 утра шуметь нельзя).

В данном конкретном случае, да - не нарушал. Если бы было двое - вполне могло бы за несанкционированную массовую акцию сойти.
oranj_pap
5 окт, 2012 09:26 (UTC)
Запрет на строительство мечетей в Швейцарии вызвал много негатива как среди граждан, так и среди иностранцев. И до сих пор, кстати, многие не уверены в том, что он правильный.
vorobiev
5 окт, 2012 17:46 (UTC)
Запретили строить не мечети, а минареты. Хочешь исповедовать свою религию не мешая другим - пожалуйста. Начинаешь вести активную пропаганду муедзинами - нельзя.
richdoctor
2 окт, 2012 19:19 (UTC)
а он просто таким образом оскорбляет чувства...

... моего знакомого врача-психиатра.

Врач-то верит, что лекарства должны помогать, врач верит в лекарственные средства и в фармакотерапию. А этот крендель с ковриком не лечится.
lenorchik
3 окт, 2012 09:00 (UTC)
По моему этот человек просто псих
Нормальные мусульмане так не делают
Я согласна, психи в метро всегда напрягают:)
lenorchik
3 окт, 2012 09:02 (UTC)
Правослваные же не крестятся неистово на приходящий поезд, и крестным ходом не идут, действительно.
То что он делал- не нормально, поэтому и напрягает
kulibin_d
17 ноя, 2012 22:47 (UTC)
Вот отличная аллегория на эту тему:

Религия - как член. Если он у тебя есть - это нормально. Если ты гордишься тем, что он у тебя есть - это тоже нормально. Вот только не надо, блин, размахивать им у всех на виду. И уж тем более не надо силком запихивать его в детей
vorobiev
17 ноя, 2012 23:08 (UTC)
Спасибо за метафору!
Запомню. :-)
( 36 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь блога

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner