?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Решив, что приучать детей к хозяйственной деятельности надо при помощи позитивного подкрепления, провел следующий эксперимент: организовал конкурс по деланью домашних дел. За каждые 5 минут работы по дому начисляется 1 балл. По итогам недели чемпион получает приз 500 рублей, второе место - 300, третье - 200. Для них это существенные суммы, превышающие стандартные карманные деньги. Вызвало позитивный отклик в начале эксперимента. Вот такой управленческий прием.

Ставил задачи - увеличить количество дел по дому, поднять мотивацию на выполнение и приучить детей к ответственности за свои сектора дел. Для последней задачи - выделил каждому зону его ответственности и контрольный срок. Если в контрольный срок дело не выполнено - штраф.

Ну и пошел получать обратную связь.
  • Что измеряем, то и получаем - дети обрадовались, что домашние дела можно делать долго. Сделал все операции сам, где возможно ввел нормировку по времени.
  • Время контроля имеет значение - первые точки контроля исполнения дел были выбраны неудачно и не совпадали с моим реальным графиком присутствия дома Передвинул большую часть на утро.
  • А давайте договоримся - при первой же возможности дети решили войти в сговор и распределять призовые места по очереди. Реально система штрафов за персональные невыполненные дела помешала этому. Плюс поручения родителей.
  • Давайте сделаем по минимуму - первые недели соревнование шло, но потом количество дел стало равномерно снижаться у всех детей. Решил тем, что поднял квалификационную планку, теперь если дел было меньше чем на 20 баллов, то участник дисквалифицировался.
  • Добрым словом и пистолетом можно добиться большего - в какой то момент на поручения дети стали постоянно сваливать дела друг на друга. Ввел штраф за фразу "почему я?" - в течении недели фраза исключена полностью.

    Ну и подвожу итоги конкурса.
    Что удалось - дети стали больше делать по дому. Кислых морд при раздаче поручений стало существенно меньше.
    В существенно меньшей мере удалось приучить детей к ответственности. Им трудно отслеживать состояние порученной области, регулярно бывают провалы по контролю( мусор с утра не вынесен, белье не снято). Постоянно просят пересмотреть условия вознаграждения( в пользу увеличения) вместо изменений в собственной эффективности.

    На лето дети разъезжаются по лагерям... буду придумывать новые формы мотивации. Буду рад идеям по развитию ответственности и ориентации на результат, а не на отмазку.
  • Метки:

    Comments

    ( 28 комментариев — Оставить комментарий )
    pkalmykov
    23 май, 2012 06:53 (UTC)
    Наверное, для достаточно взрослых детей можно внедрить интегральный показатель качество, чтобы он сам определял график уборки и средства. Не обижать мелочным контролем, как-то так. Должно помогатьответственности.

    И еще хорошо бы сделать призом-подкреплением не только деньги, а и свободное время, досуг всей семьи и позитивные эмоции. Вроде: мы сейчас все дружно убираемся, а на сэкономленное благодаря вашей помощи время все играем в игрушку, идем и кино и т.п.
    Это и мотиватор отличный, и просто альтернатива - против привыкания к одному подкреплению, и защита от инфляции. И, наконец, предохранитель от эррозии: чтобы не были слишком развиты денежные отношения.

    И также я считаю, что ряд вещей должен делаться не за что-то, а просто должны. Есть божество долга и ему также нужны некие разумные жертвы.
    vorobiev
    23 май, 2012 11:19 (UTC)
    Мелочным контролем я и сейчас не занимаюсь - только факт выполнения работ в ключевых точках дня. Но не помогает, велик соблазн забыть или забить.

    Эмоциональные подкрепления это отлично! Опять же совместных дел больше встраивать надо. В последнее время на это совсем сил не остается.

    А вот про долг я пока не понимаю как объяснить. Так что это обязанность и будь добр делать. И что будет если делать не будешь...
    pkalmykov
    23 май, 2012 21:44 (UTC)
    Про долг я тоже не знаю как :(
    Могу рассказать только свой опыт:

    Мне в свое время помогал "образ правильного героя" - ну, там всяких рыцарских кодексов, строителей коммунизма и прочих позитивных героев.
    Через эмоциональную привязку, даже самодовольство от своей крутизны, что ты имеешь силы поступать "правильно".
    Нужно создавать престиж долга.

    А еще через осознание долгосрочной выгоды от правильных поступков и банкротства "неправильных", пусть даже при локальной выгоде.
    Это достигается размышлением, разумными диалогами с родителями по принципу "ну вот ты так поступишь, а что будет дальше? А потом? И далее...?"

    А вот всякие темы типа "долг - это концентрированный опыт поколений" я похо воспринимал, ведь всегда хочется поставить под сомнение чужой авторитет :)
    pkalmykov
    23 май, 2012 21:50 (UTC)
    Еще, кстати, можно устроить "праздник непослушания" - пусть побудут контролируемо-одни.

    Типа, если в квартире пару недель не убираться, не мыть посуду, не убирать постели... нравится ли вам такая жизнь?

    У меня такой опыт начался лет в 11-12, когда начали одного дома/на даче оставлять на несколько дней, пусть даже под присмотром соседей (понятно, что ЧП они подстрахуют, но убираться-готовить за тебя не будут).
    Гостей зовешь, тусуешься... но понимание ценности порядка также приходит быстро.
    "Мишкина каша", в общем, если помнишь сюжет.
    vorobiev
    24 май, 2012 19:41 (UTC)
    Да, это можно организовать. Только у тебя на даче компьютера видимо не было. Мой опыт показывает, что при наличии компа и игр ребенку надо иметь 2 относительно чистых зоны - стол с компом и кровать, чтобы спать можно было.
    avoitovich
    23 май, 2012 07:35 (UTC)
    Да ты просто гуру менеджмента )))

    Этот кейс просто бери да применяй в бизнесе )))

    Тебе ее надо в business_digest запостить!

    Edited at 2012-05-23 07:40 (UTC)
    vorobiev
    23 май, 2012 11:20 (UTC)
    Ну да, у меня тут по сути малое предприятие дома ;-)
    Когда родился пятый ребенок в семье очень почувствовал необходимость отлаженных бизнес-процессов. Вот и выстраиваю.
    avoitovich
    23 май, 2012 14:20 (UTC)
    Пятый??? )))
    Да ты отец-герой!
    vorobiev
    23 май, 2012 18:05 (UTC)
    Это скорее Маша - мать героиня :-)
    Вот нас примерно столько.
    tachenkov
    23 май, 2012 08:20 (UTC)
    Антон. Скинер, это бихевиорист такой, говорил что лучше работает нерегулярное подкрепление.
    Т.е. такое, которого ждут, но неизвестно произойдет оно или нет. В противном случае любая "стабильность", по принципу стимул - реакция (сделал дела - получил деньгу), приводит к застою и снижению мотивации. Привычка.

    Что касается обратной связи себе. То "дела можно делать долго", т.е. привязка ко времени - уже в СССР было. ) В целеполагание можно использовать.

    Ну а так клево, только соглашусь с вышесказавшими товарищами - полезительно разные стимулы давать. Не только деньги.
    vorobiev
    23 май, 2012 11:22 (UTC)
    Другой важный принцип подкрепления - непосредственно после выполненного действия, а вот с этим трудно. Я не всегда дома бываю, чтобы это подкрепление раздавать.

    Идею со спонтанными подарками понял. Подумаю как использовать.
    lenorchik
    23 май, 2012 08:36 (UTC)
    "ряд вещей должен делаться не за что-то, а просто должны"
    вот примерно это я тоже сказать хотела

    Наверно еще не поздно донести до детей, что домашние дела должны делать все по мере возможности, вот маме с папой никто денег, увы, не платит за это...
    Хотя мотивация, безусловно, важна.
    У нас пока отрицательная мотивация работает почему-то. Все несобранные игрушки переезжают на склады временного хранения (в гараж). Помогает пока.И игрушек уменьшается периодически:)
    С посудой и прочими хоз. делами - сын пока невелик, помогает по собственному желанию. Вот подрастет, наверно уже не будет такого задора.
    vorobiev
    23 май, 2012 11:23 (UTC)
    Вот то то и оно, что лучше всего негативное работает, а мне хотелось позитива внести. Как объяснить "ряд вещей должен делаться не за что-то, а просто должны" - пока не знаю.
    __s_a_h_i_b__
    23 май, 2012 11:56 (UTC)
    Тоха, пиши еще про мотивацию.

    И, кстати, почувствуй себя в шкуре ФАС, ФСФР и прочих регуляторов :)
    vorobiev
    23 май, 2012 13:04 (UTC)
    Тут столько идей подкинули, что обязательно напишу.
    Задача как раз и состоит в том, чтобы построить эффективную систему совместного ведения домашних дел на основе правил.

    Причем тут ФАС я не особо понял. Ну конечно у меня считай госмонополия на воспитание, но внешние регуляторы мне скорее не нужны.
    ykkin
    23 май, 2012 15:53 (UTC)
    А еще разные люди предпочитают разные виды деятельности, посему можно предложить им возможность меняться поручениями по договоренности.
    vorobiev
    23 май, 2012 17:58 (UTC)
    Это было учтено, когда фиксировались дела за которые назначаются штрафы.
    controlling24
    23 май, 2012 16:13 (UTC)
    предлагаю запостить в Бизнес-дайджест. Мы за лучшие статьи призы даем!http://business-digest.livejournal.com/
    vorobiev
    23 май, 2012 18:02 (UTC)
    Хорошо, отправил.
    controlling24
    23 май, 2012 18:52 (UTC)
    Спасибо, опубликуем завтра с утра
    klr5
    23 май, 2012 18:21 (UTC)
    Мне принципиально не нравится плата за выполнение домашних дел. Хотя, конечно, мои дети младше большинства ваших. Мы вводим обязанности постепенно. Когда новая обязанность становится более-менее привычной, когда хорошо получается, можно усложнить или увеличить. Причем, введение новых обязанностей совпадает обычно с концом моих (или мужа) сил. Вот не могу я больше, не успеваю всего. А это дело вполне уже может делать ребенок - пусть делает. И это очень хорошо дети чувствуют. Они понимаю, что перекладывание этих дел на них - оправданно.
    Положительное подкрепление должно быть, конечно. Но не обязательно материальное. Спасибо, ты очень мне помог - отлично. Вот теперь у меня есть время почитать вам книжки/поехать в парк и т.п.
    Мне важно, что они понимают, что они разделяют заботы с нами. Забирают часть работы и ответственность. У них появляется своя зона ответственности. Гоша года в 4 выдал возмущенно: "почему я должен убирать за тебя мои игрушки?!". Все долго смеялись, потом и он тоже. И больше этот вопрос не поднимал. Сам понял.
    Сначала они должны были убирать свою комнату. Потом мыть посуду за собой. Потом - сантехнику. Мусор выносить и т.д.
    Все постепенно.
    Вопрос "почему я?" мы решаем по разному. Я обычно говорю "потому, что ты сейчас свободен и можешь мне помочь". А муж ввел им график и особо нелюбимые дела они делают по очереди и записывают, во избежание амнезии в следующий раз.
    Материальное подкрепление тоже бывает. Например они хотят рыбок. Мы их заведем, если они докажут, что могут регулярно выполнять определенные обязанности по уходу за собой любимыми. Тогда им можно рыб доверить. Доказывают:)
    Платим им за выполненную работу только тогда, когда эту же работу могли бы сделать платно. Например, они с папой меняют мне колеса весной и осенью и им выдается сумма равная стоимости этой работы на сервисе.
    Как то так.
    vorobiev
    23 май, 2012 18:38 (UTC)
    Да, со младшими детьми идет скорее вовлечение - им интересно и можно установить правила игры, а вот со старшими труднее. К моменту моего появления уже сложились некоторые стереотипы и привычки. От них не так просто отказаться.
    pkalmykov
    23 май, 2012 21:59 (UTC)
    Интересно, кстати, как ты балансируешь еще нагрузку между разными возрастами и другой внешней нагрузкой.

    Например, у меня в семье было что-то вроде того, что моя главная обязанность - это хорошо и много, разнообразно учиться.
    Ну, у меня и рвения было много - всякие кружки, фоно-гитара, языки...

    А домашней работой не особо нагружали - ну если только что-то разово помочь и у себя не барахлить, а каких-то регулярных обязанностей у меня особо и не было никогда.

    А вот сестру гораздо больше привлекали ко всякой уборке, правда, она искусством "не барахлить" овладела в меньшей степени и поэтому разбор завалов иногда требовался. К интенсивности ее учебы наоборот требований было поменьше.

    Может, мужской шовинизм, может, мудрый подбор занятий под склонности - но в результате получилось вроде неплохо и там, и там :)
    vorobiev
    24 май, 2012 19:47 (UTC)
    При распределении дел по дому. Нагрузка распределяется только на старших детей. Если бы учились - было бы другое... так же дома сидят и развлекаются.
    texonite
    23 май, 2012 22:55 (UTC)
    Я бы сказал, что важно акцентировать внимание на распределении времени.
    Хотя это, конечно, зависит и от предпочтений родителей.

    Поясню: многие домашние дела косвенно связаны. Хотя бы даже через совместное использование пространства/времени.

    Установление дедлайна недостаточно стимулирует оптимальное исполнение задания. Велик соблазн "сделать потом", что приводит к "ночи перед дедлайном" (в вашем случае до "ночи" еще далеко, но похожий эффект наверняка присутствует), либо "сделать сразу".
    Ну и опять же, какие-то дела, вероятно, объективно имеют "допустимый диапазон" более одного дня, в этом плане не совсем целесообразно требовать их исполнения за один день, "впрок".
    Т.е. я бы сказал, важно не столько исполнение конкретного дела, а "общий подход" к исполнению. У каждого человека бывают дни, когда ему ну вообще все влом. И при этом существует ну очень ограниченный круг дел, которые необходимо делать "даже если вообще все влом".

    В этом ключе появляется еще одна мысль: групповые задания, стимулирующие командное мышление и коллективную ответственность.
    Заданее дается разом всем, предоставляется самостоятельный выбор исполнителя, поощрение - исполнителю, наказание - всем вместе (и, желательно в бОльшем объеме). В этом случае остается возможность взаимного контроля: если кто-то что-то не сделал, за него это может сделать другой, но первичный контроль за исполнением ведется внутри команды. Ну и по возможности следить за расслоением ролей - кто чаще берет дела, кто чаще не выполняет, кто чаще следит за состоянием.

    Ну и еще мысль, которую следует развить:
    Остается ли в построенной системе поощрений и наказаний место для безвозмездной помощи? Т.е. когда человек тебя просит "сделай, пожалуйста, то-то", а ты не спрашиваешь "а что мне за это будет".
    patricia1006
    23 май, 2012 23:52 (UTC)
    прочитала - и стало грустно. график, вознаграждение, контроль сроков выполнения работ...
    а где же взаимовыручка, команда, чувство семьи и домашнего тепла, созданное вместе...
    Антон, поработай над идеей командности, что ли. а то мотивация по бихевиористскому типу действует очень кратковременно. Это не мотивация, а стимулирование.
    Подумай над формированием командно-ориентированного поведения в семье, при этом с взаимной помощью и поддержкой. эмоций надо бы добавить и семейный командный дух построить.
    А то на сублимацию бизнес-проекта похоже. Вот уедут они по лагерям, кого стимулировать и штрафовать будешь? Маша вне доступа, как мать-героиня защищена законом!
    vorobiev
    24 май, 2012 19:54 (UTC)
    Машу стимулировать не надо, ее скорее наоборот расслаблять и оберегать от дел. А вот с командностью я пока не знаю как работать. Для создания команды должна быть идея, разделяемая всеми членами команды. И вот такой идеи я пока придумать не могу. Поэтому веду работу в стиле бехвиоризма.
    ( 28 комментариев — Оставить комментарий )

    Календарь блога

    Декабрь 2017
    Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31      

    Метки

    Разработано LiveJournal.com
    Designed by Lilia Ahner